Трактором принято называть транспортное средство на безрельсовой базе, которое применяется в качестве тягача. Трактора используются в сельском, лесном, коммунальном хозяйствах, дорожном строительстве, при добыче полезных ископаемых и пр. Возможности использования тракторов многократно расширяются за счёт дополнительного оборудования – навесного, полунавесного, прицепного.
Ходовая база у трактов может быть гусеничной и колёсной.
Трактора на колесной базе могут использоваться как в условиях городских дорог, так и в полевых работах. Они достаточно маневренны и относительно быстроходны. Для того, чтобы увеличить их силу тяги на рыхлых и мягких грунтах и избежать пробуксовывания, в сельскохозяйственных и лесных работах используют полноприводные модификации. Для того, чтобы избежать излишнего давления на почву и чрезмерного её утрамбовывания, на трактора устанавливают либо специальные расширенные шины, либо сдвоенные колёса.
По сравнению с колёсными моделями, гусеничные модификации имеют более высокую силу тяги. К тому же, они прекрасно себя проявляют на бездорожье, в заболоченных местностях, а также на площадках с неровным ландшафтом – то есть, там, где использовать колёсный трактор не представляется возможным. Кроме того, гусеничные трактора оказывают гораздо меньшее давление на почву, что позволяет с успехом использовать их для полевых работ и в дорожном строительстве.
Недостатком гусеничных тракторов является то, что они не могут передвигаться по дорогам с асфальтовым покрытием, поскольку могут его повредить. Исключение составляют модели, гусеницы которых снабжены специальными резиновыми протекторами.
Скорость передвижения гусеничных тракторов составляет 30 – 40 километров в час, что усложняет их транспортировку своим ходом на большие расстояния.
Управление гусеничным трактором тоже имеет свои особенности. Если колёсные модели управляются примерно так же, как и автомобиль, и даже несколько легче (ввиду невысоких скоростей), то у гусеничных моделей есть своя специфика. Так, у них отсутствует рулевое колесо, а изменение направления движения осуществляется за счёт двух рычагов, которые управляют бортовыми фрикционами. Кроме того, в гусеничных тракторах отсутствует педаль сцепления. Вместо неё тоже используется рычаг, а для того, чтобы переключить передачу, требуется полная остановка трактора.
Помимо тракторов стандартных размеров и тяговых характеристик, промышленность выпускает мини-модели на колёсной базе, которые пользуются популярностью у фермеров и на частных подсобных хозяйствах.
← Архив статейРегиональный представитель
завода "СмолТра"